Черты характера золотой рыбки

Черты характера золотой рыбки

Кто главный герой в «Сказке о рыбаке и рыбке» Вы узнаете прочитав ее кратко.

«Сказка о рыбаке и рыбке» главные герои

  • Старик,
  • старуха
  • золотая рыбка.

Золотая рыбка — сказочный персонаж, отличается справедливостью, честностью, созиданием, терпением, бескорыстием, состраданием (к рыбаку)

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер старухи не нравится читателям, ведь черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. Старуха за свою жадность и неблагодарность была наказана — опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке.

Старик тоже не вызывает симпатии. Да он обладал мягким, податливым, добрым характером. Но смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

Но в жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Эта сказка поучительная. Автор показывает, что нельзя быть жадным как старуха, и податливым как старик.

Тема: «Характеристика главных героев произведения

« Сказка о рыбаке и рыбке».

· Развивать умение давать характеристику героям по плану.

· Развивать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

· Развивать память, мышление, устную речь, воспитывать любовь к литературе.

· Воспитывать доброту, милосердие.

ü карточки для индивидуальной работы,

ü Рисунки старика, старухи, золотой рыбки.

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Читайте также:  Температура еды для собаки

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

1. Где живёт герой?

2. Чем занимается?

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

Владычица морская.

Новое корыто.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

Читайте также:  Чем покрыто яйцо птицы

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку цитату из сказки

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

  1. Формировать у учащихся умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.
  2. Развивать первичные исследовательские навыки учащихся, умение осмысленно и выразительно читать.
  3. Воспитывать у учеников внимательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, формировать интерес к чтению сказок.
  1. Рисунки учеников с изображением героев сказки.
  2. Таблица-алгоритм «5 вопросов герою».
Ход урока Примечание
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. 1 мин.
II. Актуализация знаний.

Учитель:— С каким произведением мы познакомились вчера на уроке? Сюжет какой сказки использовал А. С. Пушкин для написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?

Сюжет народной сказки.

— Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

  1. Магическое число «3», троекратные повторы.
  2. Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.
  3. Повтор эпизода.
  4. Справедливый конец.

— Кто герои этой сказки?

— Кто волшебный помощник?

— Почему рыбка золотая? Из какого она мира?

— О каком герое мы говорили на прошлом уроке? (О старухе.)

— О ком хотели бы узнать подробнее сегодня? (О старике.)

4 мин. III. Проверка домашнего задания. Характеристика героя.

Учитель:- Дадим характеристику старику. Для этого вспомним алгоритм

«5 вопросов герою», который поможет нам сформулировать мораль сказки.

На доске – таблица:

  1. Что делал герой? (Действия)
  2. Каков герой? (Характер)
  3. Зачем он это делал? (Цель)
  4. Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
  5. Мораль. Кто . (характер), тот . (результат).

(На прошлом уроке дети получили домашнее задание: подчеркнуть действия старика.)

1. Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;
  • сказал ласковое слово рыбке;
  • уважительно разговаривает со старухой;
  • рассказал старухе о рыбке;
  • подчинился старухе;
  • возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.
Читайте также:  Божья коровка это насекомое или животное

2. Характер старика (определяем по действиям):

  • добрый
  • бескорыстный
  • искренний
  • доверчивый
  • покорный
  • слабый характером
  • честный
  • терпеливый

3. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;

остановить старуху, когда она потребовала невозможного.

4. Результат (смотрим на цель):

  • стал зависимым, «слугой»;
  • не добился справедливости;
  • рыбка помогла восстановить справедливость.

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.
13 мин. IV. Физ. минутка.

Проводит экипаж по здоровью и спорту.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

2 мин. V. Определение авторского отношения к герою.

— Ребята, вам жалко старика?

— А как автор относится к старику: жалеет его или осуждает?

(В результате учебного спора дети приходят к выводу, что для ответа на этот вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты. »

Автор ласково называет героя, сочувствуя ему, жалея его.

— А как бы вы поступили на месте старика?

4 мин. VI. Выявление сюжетного построения сказки.

Учитель: — Просмотрите текст сказки и скажите: почему некоторые строчки выделены жёлтым цветом?

Это повторяющийся эпизод.

Учитель: — Зачитайте первый эпизод. Чем он отличается от остальных?

Старик отпустил рыбку, ничего не попросив.

Учитель: Зачитайте остальные эпизоды. Чем они отличаются друг от друга?

Старик просит всё большего и большего у рыбки по требованию старухи.

Учитель: На доске висят рисунки к этой сказке, которые вы нарисовали к сегодняшнему уроку. Восстановите порядок (2 человека выходят к доске и перевешивают рисунки).

Старуха с разбитым корытом возле землянки. Старуха с новым корытом. Старуха возле новой избы. Старуха – столбовая дворянка. Старуха – вольная царица. Старуха с разбитым корытом возле землянки.

Учитель: — С помощью рисунков ребята выстроили сюжетную линию, цепочку сказки.

Задание для групповой работы: нарисовать схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали следующие цепочки:

1+2+3+4=0

(Каждая группа поясняет свою схему.)

Учитель: — Какие ещё сказки имеют такое же сюжетное построение?

Учитель: — Какая фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Остаться у разбитого корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять по собственной вине.

13 мин. Дополнительное задание (если на уроке останется время).

— Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо, когда есть стремление достичь большего.

— Это плохо. Почему? Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

— Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

— Это плохо. Почему?

2 мин. VII. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Учитель:— Обнаружили ли мы черты народной сказки в сказке Пушкина?

Ссылка на основную публикацию
Чем кормить перепелов если нет комбикорма
При уходе за птицей важно знать, чем кормить перепелов в домашних условиях. Рацион для малышей, подросших перепелят и самочек отличается...
Фото тушканчика в степи
Описание и особенности тушканчика Тушканчики – это млекопитающие, которые относятся к отряду грызунов, как мыши или зайцы. Они обитают практически...
Фото укуса блохи у человека
Укусы блох отличаются своей болезненностью, покраснением, невыносимым зудом и возможным проявлением аллергической реакции. Какие виды блох могут покусать человека? Какую...
Чем кормить птенцов попугая волнистого
Некоторые ученые считают, что попугаи жили еще 5 000 000 лет назад! При этом эволюция на них практически не повлияла....
Adblock detector